Департамент образования Орловской области
Отдел образования администрации Болховского района Орловской области
МБОУ СОШ №3
OBR57.ru

История школы

В начале жизни школу помню я…

В книге «Город Болхов Орловской губернии: Историко-бытовые очерки» Т. А. Мартемьянова в IX главе «Просвещение» говорится:  «…до прошлого [XX] века в Болхове совсем не было школ в истинном смысле этого слова. Юные обывательские поколения обоего пола учились лишь в школах старинного московского типа, где «мастера», пономари, дьяки и их вдовицы преподавали церковно-славянскую грамоту; вся наука ограничивалась умением читать по церковно-славянски, да кое-как писать и обращаться с цифрами. Таких школ насчитывалось до 40, неизменными учебниками в них были: азбука, псалтырь и часослов. Вся грамматика тут состояла из единственного юмористического правила: «Где чихнуть пришлось – запятая, где икнуть – двоеточие, а где табачку понюхать – точка». Коротко и вразумительно. Понимать не требовалось. Стремление к уразумению не только не поощрялось, даже осуждалось, как нечто соблазнительное. Чего доброго, поймёшь, да вкривь и вкось – долго ли до греха! Гораздо спокойнее держаться от подобных опасных помыслов подальше. Мастера, впрочем, и бессильны были научить «уразумению». Этот дар им самим не дался»

Первые попытки водворить в Болхове науку на более правильных началах относятся к тридцатым и шестидесятым годам XIX столетия. Исходили они от высшей духовной власти, стремившейся поднять жалкий уровень образования захолустного клира. К середине 70-х годов XVIII века возникает светская школа – детище приказа общественного призрения.

Расположение населения школа завоевывала крайне медленно. Ещё возлюбили болховчане уездное училище, открытое в 1813 году, которое долго пустовало. В 1881 году оно преобразовалось в городское училище.

Устав о всеобщей воинской обязанности расшевелил, наконец, и Болховскую неподвижность. Школы наполнились, а вскоре и переполнились. Мастера, хотя и сохранились, но теперь никто не считает их науку удовлетворительной; и если ещё прибегают к ней, то не из предложения её, а по необходимости, по причине школьной тесности.

Для характеристики хода начального образования в городских училищах города Болхова с 1880 года по 1891 год, здесь приведены данные о числе учившихся и окончивших курс за некоторые годы этого периода.

 

Год

Количество

Учившихся мальчиков Учившихся девочек Окончивших мальчиков Окончивших девочек
1880

388

201

28

15

1881

437

240

41

22

1883

514

169

36

11

1884

700

198

60

17

1889

645

246

51

20

1890

506

231

52

30

Женская начальная школа (ныне старое здание школы №3) основана в последней четверти XIX века. В 1890 году открылся пансион – частное учебное заведение начальницы Надежды Порфирьевны Паниной для благородных девиц – детей местных дворян. В 1895 году начальница реорганизовала его в прогимназию (половина гимназии), в которой могло учиться население Болхова и уезда.

Находилась гимназия в бывшем Муратовском доме (ныне улица Ленина, недалеко от бывшей кулинарной пекарни). Затем прогимназия была реорганизована в гимназию и в 1895 году переведена в дом бывшего владельца табачной фабрики Щёголева, где она существовала до 1917 года.

  В 1906 году в ней были два подготовительных класса, и заканчивалась она четвертым классом. В 3-4 классы частной женской гимназии поступали и успешно учились выпускники церковно-приходской школы Богородицо-Всесвятского женского монастыря.  Ежегодно открывался следующий класс.

Первый выпуск гимназии был в 1910 году. С 1913-1917 годов на нижнем этаже помещалась учительская, физический кабинет, три классных комнаты, передняя и теплая уборная.

С нижнего этажа на верхний вела лестница в теплый коридор, который служил раздевалкой.

На верхнем этаже были 4 классных комнаты, кабинет начальницы и большой зал, где ученики проводили перемены и где каждый день, перед занятиями, проходили богослужения и молитвы. Обязательным предметом был Закон Божий. Уроков физкультуры не было. В зале стояло пианино. Начальница жила во флигеле, расположенном во дворе.

Прической в этой школе являлись 2 косы с черными бантами. Школьная форма: коричневое платье с белым воротничком, черный фартук (в праздники – белый). В школе царила строгая дисциплина: за 2 четвертки по поведению исключали из гимназии. В школе было 40 классных дам. Обучение было платное – 50 рублей в год.

До 1914 года в гимназии было 7 классов. Преподавались общеобразовательные предметы: русский язык, алгебра, геометрия, физика, естествознание (до 5 класса), история, география, астрономия (с 7 класса), рисование (с 5 класса), иностранные языки: французский, немецкий были платны – 10 рублей в год. Уроки музыки – 50 рублей в год.

Поступали дети в 1 класс уже подготовленные из приходского училища, или окончившие его.

Чистописание проводилось как особая дисциплина до 5 класса. Вела его Морякина Анна Георгиевна. В гимназии было 2 приготовительных класса и плюс четыре класса (5-7 общеобязательные, 8 по желанию).

Преподавателями математики были: Уйманов Александр Александрович, Косицкая Елизавета Ивановна; русского языка, литературы, истории – Клещевская Екатерина Кузьминична; физики – Чиков Дмитрий Иванович; музыки – Морякина Анна Георгиевна, она же была классной дамой и воспитательницей.

При женской частной гимназии было общество вспомоществования нуждающимся ученицам, которое ежегодно отчитывалось о своей деятельности. Членами общества были состоятельные люди, среди которых и начальница Панина Н. П., учителя Букреева Е. И., Косицкая Е. И., Трофимова В. Н., Чиков Д. И., Баскаков И. И.

Общество осуществляло выдачу пособий ученицам для внесения платы за обучение в гимназии, учитывая семейное и имущественное положение просителей, поведение, успехи в учебе учениц.

В отчетах Правления Общества видно, что в 1914 году пособия были выданы 36 ученицам в сумме 735 рублей. В 1915 году 25 ученицам в сумме 56 рублей,  в 1916 – 23 ученицам в такой же сумме, в 1917 году – 44 ученицам в сумме 132 рубля.

Кроме пособий для внесения платежа за обучение обществом были выданы пособия на лечение от болезней, улучшение питания, покупки платья, платы за квартиру.

Деятельность общества показала, что сама начальница, учителя старались помочь беднейшим ученицам получить образование.

До 1914 года в гимназии было 7 классов. 19 декабря 1914 года открыли 8 класс, в котором кроме общеобразовательных предметов были введены методики преподавания, что давало право преподавания в младших классах после окончания гимназии.

В 1918 году многие учителя ушли на фронт. 8 класс был закрыт. После окончания гражданской войны женская и мужская гимназии были расформированы.

Бывшая женская гимназия в 1918 году превратилась в школу I и II ступени имени Энгельса. Первые 5-6 лет большинство учащихся в школе были девочки. Начальница Панина Н. П. стала секретарем школьного Совета. В последующем директорами были Богословский И. А. и Гиков Д. И. Большинство учащихся из детей Болховских купцов: Шестаковы, Назаровы, Коробковы, Никифоровы, Солодовы, Воиновы, Гулидовы, Веретенниковы, Евдокимовы, Жадновы.

Учились и дети мелкопоместных помещиков, сильных кулаков: Карлов, Эношкин, Никулин, Денисовы, Гришина, Петуховы… Детей рабочих и служащих было большинство. Сельской бедноты не было совсем. Занятия велись в 2 смены.

В 1923 году школа была переименована во 2-ю девятилетнюю Советскую школу им. Энгельса. Преподавателями в те годы были: Карцева Мария Алексеевна, Богословский Иван Алексеевич, Буканов А. И. – русского языка; Карцева С. А., Гиков Д. И. – математики; Корсан А. Л. – истории; Минаева Е. П., Глущенко Н. В. – географии; Музалевский М. М. – естествознания, биологии; Корнеев Иван Васильевич – химии; Тихонова Софья Ефимовна – физики; Рейнер – немецкого языка; Бередимовский Ф. К., Курносов, Торубаров Н. П. – физкультуры; Огарков Сергей Иванович – рисования; Левшин А. Ф. – пения.

Учителями начальных классов работали: Нехорошева Евдокия Васильевна, Прилепская Ольга Николаевна, Обрезумова Сусанна Васильевна, Добровольская Е. Н. В школе имелась комсомольская организация, куда принимались дети рабочих и служащих. Детям купцов, кулаков, служителей доступ в нее был закрыт. Также работали кружки: садоводов, огородников, пчеловодов, пения, драматический. Кружки создавались силами учащихся на добровольных началах. Они же и руководили ими.

При школе были созданы ликвидационные пункты, которые посещали неграмотные граждане близлежащих улиц. Учителями были хорошо успевающие учащиеся.

В 1924 году в связи с ликвидацией неграмотности в городе открылось дополнительно ещё 3 школы и девятилетнюю Советскую школу №2 имени Энгельса переименовали в школу №5  имени Энгельса.

С 1924 года в школе была создана ячейка РКСМ, был организован пионерский отряд. Пионерскую работу вели учителя. Вступали в пионеры в 3 классе.

Школа имела приусадебный участок. Был и большой фруктовый сад. Яблоки раздавали ученикам на завтрак. В школе была хорошая организация кружков: драматический,       хоровой,       физкультурный,       технический,       географический, литературный. Учителя с учащимися ставили платные концерты, деньги шли на оказание помощи беспризорным.

Великая Отечественная война нарушила мирную школьную жизнь. Все школы района были закрыты, а в одной из лучших, школе № 1 имени Карла Маркса фашисты устроили концлагерь для советских военнопленных. Закрыв все школы, немцы обязали всех учащихся с 14-летнего возраста работать наравне со взрослыми на земляных работах (рыть окопы). Фашисты принесли огромный материальный ущерб городу: разрушено было много зданий, учреждений, предприятий жилищного фонда. Почти все школьные здания были приведены в негодность. В здании школы № 5 пострадали 3 классных комнаты, физкультурный зал, сарай. На восстановление разрушенного пришла общественность, коллектив школы: учителя, учащиеся. Учебный год начался 1 октября 1943 года.

До февраля 1944 года директором школы был Насёнков Василий Петрович – внимательный, требовательный, справедливый. Завуч – Потапова  Е. Н. Администрация школы обратилась за помощью к населению города. Часть столов, скамеек собрали родители, часть изготовили педагогический коллектив и учащиеся. Но всё шаталось, качалось. Не хватало учебников, не было тетрадей. Чернила делали из красной свёклы, сажи. Питание было плохое. Средств на школу отпускалось мало.

Вот что мы узнали из воспоминаний Воробьевой Екатерины Филипповны о школе с 1943 года: «15 августа 1943 года я получила назначение на работу учителем в школу № 5 имени Энгельса. Теперь это школа № 3. 5 октября 1945 года она была переименована в связи с уменьшением количества школ в городе после войны. Проработала я в школе № 3 до 1978 года.

Приятно вспоминать, как и учителя, и дети восстанавливали здание своей школы – своего второго дома, которое имело две больших проблемы: выбитые стёкла, исковерканные полы и т.д.

В подвалах этого здания во время боев и бомбёжек спасалось много людей окрестных улиц.

Директором школы в то время был Насёнков В.Т. Учителя: Потуроева П. М.; Басихина 3., Романова А. А. и другие. В классах оказались дети разного возраста. Виновата была оккупация. Занимались в полутемных классах, окна были замурованными кирпичами со вставными в них кусочками стекол. Школа не отапливалась. Было очень холодно: и у детей и у учителей на руках было комнатное обморожение. Не было учебников и тетрадей. Писали на старых книгах, чернила замерзали, поэтому приходилось отогревать их своим дыханием.

Постепенно жизнь входила в свою колею. Прислали к нам в школу в 1945 году нового директора – Бычкова В. А; а в 1947 году нового завуча – Федюшина Алексея Петровича вместо Потаповой Е. Н. Директором был проведен в школе капитальный ремонт быстро и хорошо (в летние каникулы). В классах стало тепло, чисто, уютно и светло. Отопление было печное, для которого техслужащие сами кололи дрова и подносили их к печкам, мыли полы, приносили воду.

Начал свою работу юннатский кружок. Стали совершать много экскурсий и походов».

С февраля 1944 до 1956 года директором школы был Бычков Василий Петрович. Почти три года были большие трудности: где достать кирпич, пиломатериалы, изготовить скамьи, столы…

Занятия были в 2 смены: не хватало классов, учащихся было до 500 человек.

Но, не смотря на трудности, учащиеся получали хорошие знания. Заканчивали педучилище и становились учителями: Акуловы Валентина и Зоя, Артюшины Виктор и Зинаида, Аверюшкина Мария, Балашов Сергей, Данилова Лидия, Панюшкины Василий и Вера. После окончания железнодорожных училищ и техникумов на железнодорожном транспорте работали: Дьяков Вячеслав, Тимошкин Валерий, Бобков Евгений, Раевская Нелли.

Финансово-кредитный техникум закончили: Калмыкова Элла, Ромашова Нелли, Акулиничева Инна, Торубарова Тамара, Козырев Евгений.

Офицерами Красной Армии стали: Ермолаев Юрий, Ковалев Виталий, Арнаутов Алексей, Милютин Лев, Волков Серафим, Жуков Анатолий, Сидоров Анатолий.

Закончили ВУЗы сотни учеников школы: Воробьева Таня, Жукова Тамара, Сидорова Алевтина, Лебедева Галина, Еликова Раиса, Бондаренко Галина, Сергеев Евгений, Ромашов Валентин, Жучкова Александра, Карпухин Ян…

Заочно в ВУЗах учились: Анохин Орест, Седых Влад, Погорельцев Иван, Зыбина Людмила, Глумова Лидия, Романчикова Людмила, Киреева Тамара, Киреев Алексей, Безменова Александра, Зимина Галя… Это гордость школы.

Но были трудности, недостатки. Два учебных года дети не учились, были часто предоставлены самим себе. Поэтому, прейдя в школу, нарушали дисциплину, особенно переростки. Было и второгодничество, но коллектив активно боролся с этим.

Рост контингент учащихся, количество классов с 10 до 16. Росли пионерская организация – до 200 человек, комсомольская – до 45 человек. Первой пионервожатой была Зимина О.А.

Силами учителей и учащихся изготавливались примитивные пособия, была собрана небольшая библиотека.

Много для школы сделал Федюшин Алексей Петрович – завуч, учитель истории. Строгий, но в тоже время добрый, чуткий, терпеливый ко всем. При нем на высокую ступень стала внеклассная и общественная работа в школе. С 1948 года работал учебно-опытный участок, лаборатория по биологии, где выращивали растения, вели наблюдения, ставили опыты. Знания, полученные на уроках, проверялись и закреплялись во время работы на участке. Руководили этой работой биологи Инна Ивановна Нечушкина, Екатерина Филипповна Воробьева. Вели севооборот. Учащиеся готовили почву, удобряли, сеяли, поливали, проводили прополку, наблюдали за развитием растений, вели записи, собирали урожай. Рожь собирали по 27 центнеров с гектара, овес-24 центнера, кукуруза достигала до 3 метров высотой, капуста «слава» до 16 кг кочан, собирали и виноград.

Ставили много опытов с овощными, зерновыми, плодово-ягодными культурами. Одно время выращивали кроликов. За работу получали грамоты в районе и области. Работал химический кружок. Кузовков Сергей занял 1 место на районной и 1 на областной олимпиадах. Солодов Михаил занял 1 место на Всероссийской олимпиаде по биологии. На Всероссийской олимпиаде по химии принимала участие Кривцова Маша. 2-е, 3-е на областных олимпиадах по химии занимали: Градков А.; Бобков В.; Сапелкина О.; Ковалева И.; Михайлов Ю. и другие.

С каждым годом увеличивались бюджетные отчисления на школу: больше приобреталось оборудования, учебно-наглядных пособий, способствующих улучшению преподавания, усвоению программного материала.

В начале 50-х годов были отпущены большие средства на капитальный ремонт здания. Он продолжался 4 года. Были восстановлены: чердачное и междуэтажное перекрытия, две классных комнаты, физкультурный зал, столярная мастерская. В школе открылась библиотека. Книжный фонд более 5 тысяч экземпляров. Зав. библиотекой была Третьякова А. Н.

Мастерами педагогического труда в те годы были: Потуроева М.М; Обрезумова С.В.; Тимошкина Р. М.; Воробьева Е. Ф.; Костикова Е. И.;  Янсон   В. И.; Петухов В. И… За примерную работу были переведены в среднюю школу: Афанасьев Д.Я.; Павлова Т. Н.; Пояркова З. И… За безупречную работу Бычков Василий Андреевич был награжден в 1945 году бронзовой медалью «За доблестный труд Великой Отечественной войне», в 1947 году – серебряной медалью «За трудовую доблесть», в 1949 году – орденом «Трудового Красного Знамени». 1 сентября 1956 года Бычков В. А. ушёл на заслуженный отдых.

Ещё более возрос интерес педагогического коллектива к работе при новом директоре – Уварове Н. А. 1956 – 1961 года, а затем при Киндюхине

И. Н. 1961-1970 года. Завучем школы с 1963 года стала Александра Петровна Овчинникова. В 1960-1961 учебном году школа стала восьмилетней. В 1961-1962 учебном году была введена новая программа. В коллективе формировался демократизм: споры, критика, самокритика, дискуссия. Шло объединение педагогического коллектива с коллективом учащихся, росла их активность. Реализовывались общие цели, задачи. Создавалась творческая обстановка. Единство требований, общая целеустремленность, единство коллектива создавало хорошую обстановку в коллективе. В школе работал радиоузел, методкабинет, где было довольно много дидактического материала, можно было познакомиться с передовым педагогическим опытом учителей.

На высоко уровне в школе была поставлена физкультурно-оздоровительная работа учителями Макаровым А. А. и Петуховым A. M. Сколько у них было наград, кубков! Много проводилось интересных вечеров, КВН, огоньков, походов.

Росла и материальная база школы. Лучшими учителями в те годы были: Потуроева Т. М.; Янсон В. И.; Пьянова А. А.; Обрезумова С. В.; Бочарова Л. В.; Плотникова Н. И.; Романова А. А.; Овчинникова А. А.; Костикова Е. И.; Афанасиев Д. Я.; Уварова Л. М.; Тимошкина Р. М.; Кулакова Р.И.;

Дражников П. П.; Бычкова Л. М.; Кочерова А. В.; Макарова С. Н.;

Ермишина А. В; Волкова Т. М.; Жирнова Т. М.; Конча М. П.

Многие из них стали отличниками народного образования: Овчинникова А. А.; Костикова Е. И.; Янсон В. И.; Макарова С. Н.; Тимошкина Р. М.;

Архипова Л. С.; Пимакова Л. М.; Воробьева Е. Ф.

Выпускники школы стали мед. сестрами, фельдшерами, врачами:

Градов А; Иванов А; Воробьев А; Левашова О.

Инженерами: Калашников С.; Кондратов, Саленков.

Учителями: Сергеев Е.А; Капустина Н; Киндюхина И; Савин В. Л; Макарова С. Н; Снурницын М; Игнатов Н.

В 1970 году произошло слияние школы № 3 и Зарецкой школы. Директором с 1970 по 1976 гг. был Орлов Анатолий Дмитриевич.

Следующими директорами были: Страхова Галина Васильевна 1980 – 1984 года, Куржупова Зинаида Григорьевна 1984 – 1986 года, Снурницын Виктор Сергеевич 1986 – 1988 года, Сапелкин Анатолий Викторович 1988-1990 года, Жирова Тамара Петровна 1990-2004 года.

9 декабря 1992 года вошло в историю города Болхова – на базе неполной средней школы №3 состоялось открытие новой средней школы. В. Н. Терновых вручил символический ключ директору школы Жировой Тамаре Петровне. 

С 1993 года школа стала экспериментальной площадкой по программе «Школа здоровья», в рамках президентской программы «Дети России» (подпрограмма «Дети Чернобыля»). Принципиальной идеей её является взаимодействие трёх ключевых направлений: педагогики, психологии и медицины, создающих среду, обеспечивающую индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка с учётом его физических, психических способностей, склонностей, состояние здоровья. В 1995 году школа стала лауреатом районного  конкурса «Школа года -95».

В 2000 году заняла I место в областном конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений.  В 2001 году стала Дипломантом III степени I-го Всероссийского конкурса воспитательных систем общеобразовательных учреждений в номинации «Общеобразовательная школа».

С 2002 года директором школы стала Гостеева Татьяна Владимировна.

В 2004 году – победитель Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья».

В 2006 году – победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование».

В 2009 году  – победитель районного конкурса «Лучшая школа года».

Школа получила диплом Всероссийского значения лауреата национальной премии в номинации 2009 «Лучший здоровьесберегающий проект»;

В 2010 году – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Школы здоровья в России: содействовать здоровью – повышать качество жизни», школа приобрела статус ресурсного центра по направлению «Воспитание», теме «Здоровье». Школа включена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России 2010».

Материал представлен клубом «Возрождение», действующим при школьном музее.

Исторические источники:

1)    Мартемьянов Т.А. Город Болхов Орловской губернии: Историко-бытовые очерки. Орел, 1986

2)    Диакон Александр Берташ, Наталия Живолуп, Екатерина Казакова. Болхов – город церквей. Исторические очерки и святыни. Санкт – Петербург, АГАТ, 2005 год.

3)         Аристов А.И. Болховский Богородицо-Всесвятский второклассный общежительный женский монастырь. Орловские вести. 1914 год.

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.